воскресенье, 27 июня 2010 г.

Несвиж



Не́свижский замок (белор. Нясві́жскі замак) — дворцово-замковый комплекс, находящийся в северо-восточной части города Несвижа в Минской области Белоруссии. В XVI—XIX веках — резиденция князей Радзивиллов.

Весь комплекс внесён во Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 2005 года).



Первое упоминание о строительстве замка датируется 1551 годом и приписывается Николаю Радзивиллу Чёрному. В 1580-х годах при Николае Радзивилле Сиротке замок был перестроен и представлял собой прямоугольник примерно 170 на 120 метров с несколькими тайными входами-выходами. Согласно размещенной над входом во дворец закладной плите завершена перестройка была 7 мая 1583 года.

Во время русско-польской войны замок выдержал осады русских войск, бравших штурмом сам Несвиж, в 1654 и 1659 годах.

В 1706 году во время Северной войны Замок был захвачен шведскими войсками и превращён в военный бастион, многое в Замке было разрушено. Только в конце 1720-х гг началась реконструкция, а в 1740 году построена дворцовая часовня.

В 1792 году во время войны против польских конфедератов замок сдался русским отрядам под командованием И. Е. Ферзена и Л. Л. Беннигсена.

В 1812 году владелец замка Доминик Иероним Радзивилл выступил на стороне французской армии, после чего вынужден был бежать. Только в 1860-х гг замок вернулся к Радзивиллам, после чего началось его расширение и строительство собственно комплекса: Замковый парк, Старый парк, Японский сад, Новый парк, Английский парк. Общая площадь всего комплекса к 1939 году составляла около 90 гектаров.

28 июня 1941г в замке располагался штаб немецкой 2-й танковой группы генерала Гудериана.

Во времена СССР в комплексе располагался санаторий КГБ.

И где-то здесь спрятаны сокровища Радзивиллов, которые пришлось бросить в 1812 году. В том числе 12 золотых апостолов, которых получил, если не ошибаюсь, Николай Радзивилл Сиротка от Папы римского.














Памятник верному другу, спасшего хозяина от медведя ценой собственной жизни.


Костел во имя Божьего тела — первый на территории Речи Посполитой памятник, возведенный в стиле барокко. Строительство храма продолжалось 6 лет (1587—1593), освящение состоялось 7 октября 1601 года. Костел является усыпальницей несвижской ветви рода Радзивиллов - если не ошибаюсь, где-то 70 саркофагов (причем один из них - бочка, куда поместили все, что осталось от одного из Радзивиллов после неудавшейся охоты) . В костёле сохранился старинный действующий орган.



Доминиканский монастырь был построен в 1672 году на месте нынешнего кинотеатра и имел на своей территории библиотеку и школу, закрытую в 1835 году. Последние два года её существования в ней обучался знаменитый поэт Владислав Сырокомля, уделивший немало внимания Несвижу в своих произведениях. Закрытый в 1873 году, монастырь был преобразован в учительскую семинарию, начавшую свою работу в 1875 г. Среди слушателей семинарии было немало людей, внесших существенный вклад в культурную историю Белоруссии. Важнейшим представителем учащихся является белорусский писатель Якуб Колас, который ещё не раз вспомнит «город юности» в своих произведениях.

Женский монастырь бенедиктинок был построен 1596 году на средства Сиротка и его жены Эльжбеты Евфимии и прослужил по прямому назначению до 1887 года. Территория монастыря дошла до наших дней в виде монастырских построек, башни-брамы и современных зданий педагогического колледжа, основными ученицами которого, как и четыре века назад, являются преимущественно представительницы слабого пола. Вход на территорию монастыря охраняет трехъярусная башня, которую венчает купол со шпилем.



Слуцкая брама — единственные дошедшие до наших времен ворота, встречающие гостей города и местных жителей, въезжающих в «старый город» с востока. Ранее справа и слева непосредственно к ним подходили землянные валы, окружавшие город.



Несвижская ратуша - самая старая из сохранившихся ратуш в Беларуси. Недавно здание ратуши отреставрировали. Была возведена в 1596г., перестроена в 1752г. Памятник имеет черты позднего борокко и ренессанса.


Мирский замок

Ми́рский за́мок (белор. Мірскі замак) — один из памятников средневекового белорусского зодчества, внесён во Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 2000 года). Находится в городском поселке Мир Гродненской области. До 1568 года хозяевами были князья Ильиничи, потом — Радзивиллы (до 1828), Витгенштейны (до 1891). Последними владельцами замка были Святополки-Мирские (до 1939), после чего замок стал государственной собственностью. С 1989 года филиал Национального художественного музея Республики Беларусь. С начала XXI века замок находится на реконструкции.

Замок представляет собой квадратное в плане сооружение с выступающими по углам мощными башнями высотой около 25 м. Пятая, западная башня, является воротной, и некогда имела подъемный мост через широкий ров. Толщина стен достигала 3 м при высоте около 13 м, а хорошо продуманная система из двух рядов бойниц обеспечивала круговой обстрел (позднее, при строительстве дворца, многие бойницы заменили сводчатыми окнами).

Обширные подземелья замка образуют сложную и обширную систему вспомогательных помещений, по площади превосходящую наземную часть сооружения в несколько раз. При этом сам замок выстроен из простого красного кирпича, украшенного белёными вставками, проёмами и орнаментальными поясами.

Легенды Мирского замка
Как и каждый замок, крепость в Мире богата своими легендами — они наполняют эти места духом средневековья и служат одним из факторов привлечения туристов.
Легенда о саде. С правой стороны замка раньше был прекрасный цветущий сад, однако, в конце XIX века, новый владелец замка Николай Святополк-Мирский приказал его вырубить, а на освободившемся месте вырыть пруд. По одной из версий, вскоре князю было ночное видение, — незнакомка прокляла его род. По второй версии к князю пришла мать одного из лесорубов, погибшего при вырубке сада и прокляла эти места, сказав, что с этих пор каждый год в пруду будет тонуть по одному человеку за каждое вырубленное дерево. Так или иначе, но первой жертвой пруда стала 12-летняя княгиня Сонечка, а в 1898 году на его берегу был найден и сам Николай Святополк-Мирский. Оба похоронены в фамильной усыпальнице недалеко от пруда.
Легенда о воинах. Во время реставрации замка, проводимой при Михаиле Святополк-Мирском, при вскрытии полов было обнаружено два скелета, захоронненные позже по приказу хозяина на православном кладбище. По легенде, в новогоднюю полночь можно услышать лязг мечей, а затем продолжительный стон. Правда не уточняется по какому календарю воины отмечают Новый год.
Метро придумали Радзивиллы. Упорно ходят слухи о том, что Мирский и Несвижский замок соединяет тоннель длиной свыше 30 км (для примера такова протяженность Таганско-Краснопресненской линии метрополитена в Москве) по которому некогда мог свободно проехать запряженный тройкой экипаж. Однако любые исследования и даже облет на вертолете предполагаемой линии, соединяющей замки, не дали никакого положительного результата.
Легенда о голове быка. Поговаривают, что в южную стену замка замурована голова вьючного животного. Возможно в древности она служила своеобразным оберегом от нападения. Однако, по рассказам старожилов, раньше его рога украшал золотой крест, о судьбе которого в настоящее время ничего не известно.























Любимые кинопесни

С большим удовольствием присоединяюсь к этой эстафете.
Начать хочу с этой песни из списка Наташи:
1. "Мы выбираем, нас выбирают" из фильма "Большая перемена"(1972).



2. К/ф "Сильва", 1981 г. по оперетте Имре Кальмана "Королева чардаша"
Дуэт Стасси и Бонни



3. Меня зовут юнцом безусым Из к/ф "Гусарская баллада"


среда, 23 июня 2010 г.

Дудутки - 2

Бровар
Не было в старину ни одного шляхетского двора без бровара. Продиктовано это было в первую очередь особой сословной привилегией, называвшейся «правом пропинации», то есть правом свободного производства и продажи алкоголя помимо государственной монополии. Не иметь собственного бровара в такой ситуации было вряд ли разумным.
Интерес музея к этому виду промысла предыдущих поколений вызван к тому же широким географическим распространением и изготовлением домашней водки (самогона), начиная с XIII века. Это дает право утверждать, что наряду с такими продовольственными промыслами, как хлебопечение, пчеловодство, сыроварение, — самогоноварение на протяжении многих веков было традиционным.
Бровар в «Дудутках» -
Музей возродил многочисленные рецепты настоек, напоев, водок, основой которых являются целебные травы, коренья, грибы. Восемь из них: Горькая, Полынная, Колгановая, Мелиссовая, Рыбацкая, Жостерка, Кадило-Сарматская, Зубровка — изготавливаются музеем в порядке эксперимента с обязательной дистилляцией (двойным перегоном), правильным хранением, настаиванием и соблюдением правил дегустации употребляемых напитков.
Более того, в Музее были возрождены секреты производства именно шляхетской белорусской водки — абсолютно прозрачной, без запаха и привкуса сивушных масел, с мягким хлебным вкусом и ароматом.

Сюда же свозят конфискованные самогонные аппараты.
Для дегустации предлагают самогон и хлеб, который нужно намазать медом, а сверху положить соленый огурчик :)
Самогонка нам понравилась, поэтому половина группы осчастливила гончара, закупив у него весь запас бутылок для контрабанды :) Горлышко у бутылок запечатывали воском.




Главное здание Музея
Основное строение всей усадьбы. Вмещает в себя мастерские: деревообработки и инкрустации соломой, гончарную, выставочный зал авторетро, пекарню, кафе «Дудутки».






Сыродельня
Первые сыроварни на территории современной Белоруссии появляются в конце XV века. Сыроварением занимались преимущественно в фольварках и усадьбах. Есть сведения о существовании крупных сыроварен в Давид-Городке (17 в.), в усадьбе Ивань Слуцкого района, в имении Рыбово Клецкого района (1697 г.) и др. В Игуменском повете в имении братьев Ельских в Дудичах также существовала маслосыродельня, на которой работало несколько мастеров, обученных этому ремеслу. Сохранились воспоминания старожилов этой местности, которые унаследовали рецепты изготовления масла и сыра от своих родителей, жителей окрестных деревень.
Масло и сыр, произведенные в сыродельном цеху музея по старым белорусским рецептам, вы сможете попробовать в ходе экскурсии.
Сыр действительно обалденный, с разными травками, с чуть соленым маслицем да на горячем хлебе - умммм!

Мастерская деревообработки и инкрустации соломкой
Здесь собраны старинные деревянные изделия самого разного предназначения: праники, прялки, верстаки, маслобойки, бочки, лодки, колеса и многое другое. Мастера демонстрируют работу по инкрустации соломкой, резьбу по дереву, производство деревянных музыкальных инструментов.
Маслобойка
Сундук для приданного - больше метра высотой - это ж сколько надо сделать было!

Пекарня
Хлеб — самое почитаемое в этом музее угощение, ибо хлебом и солью встречают и провожают дорогих гостей, с музейным хлебом идут в сваты, на свадьбу, крестины. Он возведен в музее в ранг амулета счастья и благосостояния, и не зря здесь говорят: «Хлеб в доме хозяин, на работе — друг, в дороге — товарищ». А пословица «Хто сее хлеб, той сее праўду» точно отражает смысл замечательной затеи музейщиков.
Посетив Музей, вы сможете в хлебопекарне подробно узнать о технологии выпечки хлеба по старому белорусскому рецепту «на рощине». Экскурсоводы расскажут вам об обрядах, связанных с замесом теста, о молитвах и приговорах, которые сопровождали этот процесс. Вы узнаете о том, как хозяйка бережно и аккуратно обращалась с дежой — главной своей помощницей в хозяйстве, и, самое главное, о том, сколько трудов люди вкладывали в хлеб, и почему этот продукт во все времена у белорусов считался священным. Кроме того, вы сможете здесь же попробовать готовый крестьянский ржаной хлеб, к которому предлагается травяной чай.
Замес теста и выпечка хлеба — это священное действие, с которым связано множество правил, обрядовых норм, поверий и оберегов. Оно подтолкнуло на создание спектакля «Сотворение хлеба», составные части которого: приготовление теста, формирование буханок, подготовка волшебницы-печи, инструментов, и самое непосредственное участие зрителей во всех этих процессах. Участниками такого спектакля всегда являются артисты этнографического ансамбля, сопровождающих все действия народными фольклорными песнями.




Кузница
Оборудованная «по старинке» действующая кузница. Для каждой экскурсионной группы мастера прямо на глазах отковывают сувенирную подковку на память. Старинные экспонаты и изделия современных мастеров знакомят со всем разнообразием технологических приемов и художественных изысканий «наследников Гефеста».
Увы, освещение не позволило сделать приличных фото :(

Конюшня и ферма
Дудутковская конюшня — особое явление. С одной стороны она демонстрирует традиции использования лошади в качестве основного транспортного средства. Для участников экскурсионных групп предоставляется катание на бричке или верхом. Но главным является подход к работе с лошадью. В традиционной школе, будь то спортивная, кавалерийская либо любая иная, основным средством управления лошадью является уздечка с металлической частью, вставляемой в рот лошади (трензель, мундштук, пелями др.). Их действие основано на подчинение лошади путем причинения ей сильной боли. В дудутковской конюшне использование железа во рту лошади не допускается, а общение с лошадьми строится не на принципах насильственного подчинения, а на принципах взаимопонимания и уважения. В работе с посетителями используется особая разновидность уздечки — уздечка Кука, позволяющая передавать команды всадника лошади без причинения ей какой-либо боли.
Так же здесь выращивают страусов и много разной живности. К сожалению, большинство животных просят не фотографировать - многие из них имели не счастливое прошлое и излишнее внимание людей и фотовспышки их нервируют.




Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...